Региональный ресурсный центр по совершенствованию системы воспитания
В целях организации системной работы в сфере духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утвержден список образовательных организаций Калининградской области - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и школьников.
Учебно-методический центр духовно-нравственного образования и воспитания КОИРО - https://www.koiro.edu.ru/centers/uchebno-metodicheskiy-tsentr-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-obrazovaniya/
- Программа дополнительного образования «Добрый мир. Православная культура» для детей старшей подготовительной группы по авторской программе Л.Л.Шевченко
- Программа духовно-нравственного воспитания школьников "Маленький гражданин" (срок реализации 2019-2022 годы)
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 30.04.2021 г. №413/1 "Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций - региональный ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания" (копия документа)
- План работы по совершенствованию деятельности школ-опорных площадок в области духовно-нравственного воспитания на 2018 год
- Приказ № 1280/1 ОТ 25.11.16 Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Приказ от 26.07.2018 года № 847/1 "Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций - стажировочных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и плана работы на 2018-2019 учебный год".
- Положение о деятельности дошкольных образовательных организаций-стажировочных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
С 2014 года МАДОУ Детский сад №4 является региональной инновационной площадкой по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и патриотическому воспитанию.
С 2019-2020 учебного года согласно Приказу Министерства образования Калининградской области от 28.08.2019 г. №1258-1 "О совершенствовании системы духовно-нравственного воспитания обучающихся" МАДОУ Детский сад №4 стал ресурсным центром по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
- Положение о деятельности образовательных организаций - ресурсных центров по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания обучающихся >>>
Приоритетные направления деятельности опорных площадок:
- формирование и становление уклада жизни на основе базовых национальных ценностей;
- разработка, апробация и реализация программ образовательной организации в сфере духовно-нравственного образования и воспитания с учетом ФГОС с целью их дальнейшей адаптации и применения другими образовательными организациями;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в сфере духовно-нравственного воспитания;
- развитие социального партнёрства образовательных организаций, в том числе с Калининградской епархией Русской Православной Церкви;
- развитие сетевого взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания;
- распространение лучшего педагогического опыта.
Парциальные программы дошкольного развития и воспитания детей, реализуемые в детском саду:
- «Добрый мир». Православная культура для малышей, Шевченко Л.Л.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно-нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:
- принципов дошкольного образования;
- задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;
- характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;
- требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образования;
- основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования).
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования.
- В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
- В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного и речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
- Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
- Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)
- Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.