Коричневый цвет в природе
Мини-музей «Пчёлка» - это центр исследователей природы
«То, что я услышал, забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Китайское изречение
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие почему? Как удовлетворить детское любопытство, причём сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, под-толкнуть ребёнка к пониманию мира и развитию творческого начала? Эти и другие проблемы будут решать дети. Ребёнок будет делать «открытие», самостоятельно подумать о причинах того или иного явления.
Создание в группе мини-музея «Пчёлка» с разнообразными разделами по сезонам, важнейшим средством экологического образования для дошкольников. Мини - музей, как элемент развивающей предметной среды стал очень популярным в дошкольных учреждениях. Один из разделов «Коричневый цвет в природе», помогает реализовать очень важную педагогическую идею - воспитание ребёнка через общение с природой.
Цель этого раздела - показать своеобразие и тайну жизни растений, животных, их красоту в природе. Формирование умения наблюдать и видеть разнообразие оттенков даже одной краски в природе. Это заинтересовало детей своим таинственным миром окружающей природы, ведь именно в почве зарождается жизнь многих растений.
Приучая их к регулярным наблюдениям, обращать внимание на то, что начало жизни растения связано именно с коричневым цветом. Дети находят различные оттенки коричневого цвета, как в живой, так и неживой природе. Осенние листья, большинство соцветий, потеряв свой яркий цвет, приобретают более тёплые оттенки и в этом есть волшебство осени. Природа реагирует на изменения температуры и готовится встречать холодную зиму. Процесс умирания растений также связан с коричневым цветом. Разноцветье опавших осенних листьев со временем превращается в коричневый цвет. Коричневый цвет «одежды» одним животным (травоядным) помогает прятаться от врагов, а другим (хищникам) незаметно подкрадываться к добыче.
Изучая экспонаты, дети вспоминают экскурсии, прогулки. Экспериментируют и учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях.
Декоративность растений определяется богатством и разнообразием их внешних при-знаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения.
Важно научить ребенка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту растений в разное время года. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка.
Дошкольники получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры, поделки из природного материала, составляют композиции для выставки. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное - появляется чувство прекрасно-го, воспитывается любовь к природе, желание её беречь и сохранять!
Познавая тайны природы, у ребёнка формируется отношение к ней – это важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.
Соловьева Галина Михайловна
Воспитатель Высшей категории
МАДОУ Детский сад № 4, группа № 1