Подготовлен ли ребенок к школе?
Какой ребенок, с точки зрения психолога, подготовлен к поступлению в школу? «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках...
К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу. Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением, одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше. Физическое здоровье главный, но недостаточный фактор для учебы в школе. Малыш должен обладать некими психическими ресурсами, позволяющими ему перейти к другому образу жизни. На основании специально проведенных исследований психологи выделили определенные компоненты, из которых складывается психологическая готовность к школе.
Если кратко обобщить основные итоги такого рода исследований, то наиболее важное значение приобретают:
- Интеллектуальная готовность, под которой понимают достаточный уровень сформированности познавательных процессов. Наибольшее значение здесь придается сформированности наглядно-образного и логического мышления; уровню развития воображения, произвольного внимания, образной и смысловой памяти (то есть структурам интеллекта). При этом внимание многих исследователей привлекает изучение и выявление предпосылок формирования письменной речи.
- Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения. Здесь же выделяется важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей.
- Эмоционально-волевая готовность, которая предполагает достаточно развитый уровень регуляции поведения, умение преодолевать «непосредственные импульсы», контролировать свои действия.
- Готовность к общению с одноклассниками и с учителем.
Родители, готовя ребенка к школе, учат его читать, считать и писать, думая, что этим исчерпываются из семейные возможности. Психологам первым стало ясно, что, к сожалению, эти навыки не в первую очередь нужны «среднему», поступающему в обычную школу ребенку. Читать и считать даже не умеющего ребенка довольно быстро и эффективно научит учитель, пользуясь специальными методиками.
Итак, чему учить до школы и к школе? Прежде всего, необходимо играть с ребенком в т.н. игры с правилами. Это непременно разовьет в вашем ребенке стремление к соревновательности, умению соподчинять свои, пока еще во многом импульсивные желания интересам команды, научит через речевые приказы общаться с другими детьми и со взрослыми. Подобного рода игры позволят осознавать цели и условия, в которых протекает пока еще не настоящая, но вполне серьезная для ребенка деятельность. Внимательность, усидчивость, общительность, умение замереть и не делать чего-либо, контроль позы, умение управлять собой и другими, - всему этому психологи придумали термин «произвольность».
И еще один совет. Не «натаскивайте» ребенка. Готовьтесь с малышом к школе вместе, чтобы процесс шел просто и естественно в игровой, развлекательной форме, интересной вам обоим.
Не отнимайте у ребенка детства раньше времени!