Горячая линия

  • ☏  Министерство образования Калининградской области: 8 (4012) 59-29-53;
  • ☏  Управление образования администрации СГО: 8 (40161) 40-050;
  • ☏  Федеральный телефон доверия: +7 (495) 104-68-38;
  • ☏  «Горячая линия» Рособрнадзора: +7 (495) 984-89-19.

Образовательные стандарты и требования - На пути к ФГОС ДО

Содержание материала

ФГОС

На пути к ФГОС ДО

Федеральный государственный  образовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС ДО) основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации».

Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием (ст. 10, ч.4).

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольного.

Стандарт разработан на основе:

  • Конституции РФ;
  • Законодательства РФ;
  • Конвенции ООН о правах ребёнка.

Определение ФГОС ДО - это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:

  • расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
  • обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
  • приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • реализации вариативных образовательных программ;
  • соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования;
  • соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Цели стандарта:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования;
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы:

  • к структуре Программы и её объёму;
  • к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
  • к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Структура ООП включает три основных раздела:

  • целевой;
  • содержательный;
  • организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Требования к условиям реализации ООП:

  • психолого-педагогические условия;
  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • кадровые условия;
  • материально-технические условия;
  • финансовые условия.  

Результаты освоения ООП ДО понимаются только как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики.